СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЛИЦЕЙ
ПРИ УНИВЕРСИТЕТЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
МЧС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  • 8 (0232) 99-35-02
  • 8 (0232) 99-35-05
  • info@liceymes.by

Лицей МЧС

Жизнь - Отечеству! Сердце - людям! Честь - никому!

Торжественная клятва

Мероприятие, посвященное принятию Торжественной Клятвы учащимися первого курса

Соревнования по пожарно-спасательному спорту

Лицей МЧС готовит чемпионов мира
по пожарно-спасательному спорту

Выпуск

В Лицее МЧС прошел четырнадцатый выпуск учащихся

Главная

75 мирных лет. Рассказывают Валентина Дроздова и Надежда Брагина

1В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов большинство медиков – это женщины, на долю которых легла основная тяжесть военных будней, не меньше, чем солдатам на передовой. Тысячи молодых девушек, не имевших медицинского образования, прошедших лишь экстренные курсы, шли на фронт добровольцами. Оказываясь на фронте по велению души, они в пекле войны показывали чудеса самоотверженности. Сколько храбрости, мужества, бесстрашия они проявляли! Каждый боец и командир знал, что рядом сестра — «сестрица», бесстрашный человек, который не оставит в беде, окажет первую помощь в любых условиях, оттащит в укрытие, вынесет в тяжелую минуту на себе, спрячет от бомбежки в пути.

 

Ярким примером героизма и мужества для нас, работников и учащихся «Специализированного лицея при Университете гражданской защиты МЧС Республики Беларусь», стала военная медицинская сестра, ветеран Великой Отечественной войны Самсонова Аэлита Ивановна. С Аэлитой Ивановной, я, педагог-организатор лицея, познакомилась ещё в 1996 году, когда узнала об удивительной гомельской семье ветеранов Великой Отечественной войны Самсоновых Аэлиты Ивановны и Бориса Алексеевича. С тех пор дружба не прекращалась, а только крепла с каждым днём.

 

А в 2015 году с Аэлитой Ивановной познакомился коллектив работников и учащихся Лицея МЧС. Завязалась дружба, которая в настоящее время переросла в искреннюю и взаимную любовь.

 

Во время Великой Отечественной войны девушки жертвовали собой так же безоглядно, как и мужчины. На фронте под ураганным огнем врага они выносили с поля боя раненых, оказывали помощь, эвакуировали в медсанбаты, отправляли  в тыл. В госпиталях юным девушкам доводилось разгружать прибывшие с вокзалов автомашины с ранеными, таскать беспомощных людей на перевязки, на рентген, мыть, скоблить полы в палатах, топить печи, стирать и сушить бинты, простыни, солдатское белье. Помимо этого – уход за ранеными, помощь в операциях, перевязки, уколы, раздача лекарств, бессонные дежурства и многие другие тяжёлые заботы. Сёстрам милосердия удавалось выхаживать, казалось, самых безнадежных раненых и больных.

 

Спасая жизни воинам, военные медики часто подвергали опасности и свои. Средняя продолжительность жизни санинспекторов на передовой в 1941 году составляла 40 минут.

 

 

Самсонова Аэлита Ивановна прожила трудную, сложную, но одновременно и достойную и счастливую жизнь.

 

 

Родилась 15 марта 1926 года в старинном русском городе Орёл. Отец - Мухоедов Иван Поликарпович во время Гражданской войны служил в армии Семёна Михайловича Будённого. После войны до 1937 года работал диспетчером на железной дороге. Мать – Янина Яновна была домохозяйкой. Дочь назвала в честь героини романа Алексея Толстого «Аэлита». Семья была очень дружной.

 

В 1933 году семья Мухоедовых переехала на Дальний Восток - в небольшой городок, а вернее на железнодорожную станцию Ерофей Павлович, где отец, по-прежнему, работал на железной дороге.

 

 

В 1937 году Мухоедовы возвратились в Орёл. Счастливая девчонка Аэлита, единственная дочь своих родителей, - умница, красавица и общественница в одночасье испытала горе, обрушившееся на неё внезапно. Маму Аэлиты, трудолюбивую хозяйку, мастерицу на все руки, прекрасно игравшую на пианино, арестовало НКВД как «врага народа». За что? Ответа на этот вопрос не было ни у кого. Аэлите в тот момент исполнилось 11 лет.

 

 

И только в 1961 году, ввиду отсутствия состава преступления, мама Аэлиты, Янина Яновна, была реабилитирована, посмертно...

 

 

В 1940 году Аэлита вступила в члены ВЛКСМ, была активисткой, отличницей учебы, за это её одноклассники избрали секретарем комсомольской организации. В 14 лет пошла на курсы медсестёр, организованные Обществом содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), где обучалась основам сестринского дела: как делать перевязки, останавливать кровь, накладывать шины.

 

 

В 1941 году окончила семь классов. 22 июня, получив аттестаты об окончании семилетки, выпускники отправились купаться на Оку. А к вечеру, вернувшись домой, Аэлита услышала весть о войне. Женщины постарше рыдали, а они, совсем юные, были в абсолютной уверенности, что врага обязательно погонят. Да и не дойти ему до Орла! Но, когда огромной мрачной тучей в небе появились вражеские самолеты и стали сбрасывать бомбы, стало понятно - война докатилась и до Орла.

 

По ночам город бомбили немцы, а днем с передовой в город привозили раненых. Люди нуждались в медицинской помощи. «Было очень страшно, кругом летели осколки, сердце выскакивало из груди, текли слёзы, руки тряслись. Однако мы знали, что надо выстоять, не сломиться, надо использовать свои знания по оказанию первой помощи», - вспоминает Аэлита Ивановна. Вместе с подружками она неслась в ту часть города, где отбомбились вражеские стервятники, где было страдание и горе. «Жутко было впервые видеть, как по-настоящему хлещет кровь. А ты должна ее остановить, хотя с этим еще не сталкивалась...» — рассказывала Аэлита Ивановна.

 

Когда предложили подучиться на двухмесячных курсах медсестёр, организованных Красным Крестом при областной больнице, Аэлита вместе с подружкой, соседкой по дому, Зоей Захаровой, пошли туда учиться. Во время учёбы, 15-летней девочке приходилось прямо во время бомбежек выхаживать раненых и оказывать им первую медицинскую помощь. Аэлита выносила раненых из зоны бомбардировки, доставляла пострадавших в больницы, дежурила в палатах, присутствовала на операциях. После окончания курсов девушек вызвали в сануправление Орловского военного округа. Всех девчонок распределяют по госпиталям, а Аэлиту — не берут. «Да я же комсомолка еще с 1940 года!» — твердила она. Тогда Аэлиту направили в Воронежский военный госпиталь, но он через некоторое время был расформирован, и её направили в 204-й запасной полк. Пробыв там всего лишь три недели, медицинская сестра Аэлита Ивановна была демобилизована по причине несовершеннолетия.

 

 

Но к этому времени город Орёл был занят немцами (октябрь 1941 г.), и возвращаться было некуда, тогда Аэлита Ивановна решила уехать в Ташкент к тёте, которая была эвакуирована из Москвы. И снова девушка просится на фронт. «Иди учиться!» — отвечают в военкомате. Тогда Аэлита устраивается в Ташкенте на завод «РОССЕЛЬМАШ». Хотела в цех, в котором делали снаряды для катюш, но её не взяли. Пошла учеником токаря, потом работала токарем, сверловщицей. Но сильно застуженные ноги девочки быстро отекали, и её перевели на работу сварщицей. Работала сидя: нажимала педаль и приваривала «крылышки» к стабилизаторам мин. Работали на улице по 12 часов, в воскресенье была пересменка по 16 часов, 4 часа было на наладку станков... Так проработала полтора года.

 

 

В августе 1943 г. девушку призвали через военкомат в действующую армию медицинской сестрой. Так Аэлита оказалась на 1-ом Белорусском фронте. Первый военный госпиталь, с которого начался её боевой путь, находился в Прилуках в Черниговской области.

 

 

Работа медсестёр во время Великой Отечественной войны, кажется, не прекращалась ни на мгновение. В ожесточённых схватках гибли люди, персонала не хватало. Женщины трудились порой без сна и отдыха. Аэлита Ивановна вспоминает: «Работали сутками, спали по 4 часа в день, так как раненых было очень много. На одну медсестру приходилось около ста раненых. Выручало местное население, которое приходило в госпиталь и помогало на добровольных началах».

 

 

Раненых в госпиталь привозили в так называемых «санлетучках». Это товарный поезд, в котором вагоны были оборудованы нарами. Поезд подъезжал к самой линии фронта, забирал раненых и быстро перевозил их к близлежащим госпиталям.Аэлита Ивановна вспоминает: «Однажды прибыла «санлетучка», но вагоны поезда тщательно охранялись вооруженными часовыми, никого близко не подпускали. А позже узнали, что привезли раненых немцев и медперсонал должен был оказать им первую медицинскую помощь. Никто не хотел подходить к врагу и ещё оказывать им помощь. Тогда замполит госпиталя провел разъяснительную работу, указывая на то, что мы советские граждане, а не какие-то фашисты и должны помогать каждому, кто нуждается в медицинской помощи. Пленным немцам всё же была оказана медицинская помощь, кормили так же, как и наших раненых. После их отправили вглубь страны в лагеря для военнопленных».

 

В декабре 1943 года Аэлита Ивановна получила весточку от отца: «Я в Гомеле». Так она узнала, что её отец жив, работает в военном госпитале в освобожденном районе г. Гомеля - в Новобелице в ВЧ-31999 (рядом с нынешнейГомельской областной туберкулезной клинической больницей). Девушка подала прошение о переводе в госпиталь в г. Гомель к отцу. Аэлиту отпустили, так как она была вольнонаемная. Мост через реку Сож был разрушен, поезда не ходили, Аэлите пришлось, добираться пешком. Наконец, она пришла в Гомель. Так, с 1943 по 1946 годы отец и дочь стали работать вместе в госпитале при действующей армии. Их фронтовой госпиталь передвигался за войсками Красной Армии. Вместе с родным человеком, отцом Иваном Поликарповичем, Аэлита двигалась навстречу своей судьбе: Олевск, Сарны (Украина), Люблин (Польша), Германия...

 

 

Однажды их госпиталь расположился возле железной дороги, где было много вагонов со снарядами, рядом вокзал, очень страшно было. Кругом леса, бандеровцы… Воду в пригороде Олевска для нужд госпиталя брали из колодцев. В этой части Украины действовали военные формирования украинских националистов (бандеровцев). Они нападали на мирное население, травили колодцы, поэтому приходилось с оружием в руках сторожить эти колодцы. К данной службе медсестёр привлекали в свободное от работы время. И Аэлита вместе с другими медицинскими работниками с винтовкой в руках дежурила у колодцев по 4 часа.

 

 

«Лекарств на фронте было много, но очень нужный антибиотик - пенициллин появился в госпиталях в конце 1944 года», - отмечает Аэлита Ивановна. «Но лечили раненых солдат не только таблетки, но и доброе и ласковое слово, психологическая поддержка, желание, во что бы то ни стало выжить и мстить врагу за сожжённые города и деревни, за своих близких и родных людей. Как правило, девушки-медсестры читали раненым бойцам письма из дома и от любимых, помогали писать весточки из госпиталя их родным».

 

Летом 1944 года военный госпиталь дислоцировался в г. Олевске под Житомиром в западной части Украины. Аэлита Ивановна вспоминает, что были постоянные бомбёжки, в результате которых их госпиталь сгорел, среди медицинского персонала погибли: четыре врача, три медсестры и пятеро было ранено. Там же была ранена и она в ногу, но к счастью, ранение было лёгкое - осколок прошёл по касательной, поэтому лечение принимала тут же на рабочем месте.

 

 

В январе 1945 года военный госпиталь дислоцировался сначала в украинском городе Сарны (освобождён 11.01.1944 советскими войсками 1-го Украинского фронта в ходе Житомирско-Бердичевской операции), а затем в Люблине (Польша) и подчинялся санитарному управлению фронта. Раненых в госпиталь поступало как всегда много, боролись за жизнь каждого человека. Медицинский персонал сдавал добровольно по 400 граммов крови ежемесячно, бывали случаи прямого переливания крови пациенту в госпитале. В Люблине в военный госпиталь регулярно приходило местное население, поляки оказывали посильную помощь: дети пели песни, женщины ухаживали за ранеными, приносили еду.

 

В госпитальной палате в Польше, Аэлита и нашла свою любовь на всю жизнь — старшего лейтенанта Самсонова Бориса Алексеевича, который служил в 323-й Брянской стрелковой дивизии. Аэлита Ивановна вспоминает: «После освобождения Варшавы к ним в госпиталь поступил молоденький белорус из Калинкович. Он был тяжело ранен в грудь и живот. Лежит паренёк перебинтованный, стонет и тихо зовёт меня к себе. Когда я подошла, он взял он меня за руку и говорит: «Главный товарищ, как вас зовут?». Затем попросил, чтобы я его поцеловала, так как он не раз не целовался с девушкой.… Для многих из них это был первый и последний поцелуй». Тогда к ним в госпиталь приехали артисты, шла концертная программа.… Так они и познакомились.

 

 

Самсонов Борис Алексеевич - уроженец деревни Антоновка Калинковичского района Гомельской области, пехотинец. Свое первое боевое крещение Борис Самсонов получил под Москвой, а закончил войну в Берлине. В мае 1945 года на здании Рейхстага он оставил автограф за себя и за боевых друзей, так и не увидевших салюта Победы.

 

После выздоровления 20 марта 1945 года Бориса выписали из госпиталя и отправили в свою часть на передовую. Роман Аэлиты и Бориса продолжился в письмах. Практически каждый день он писал ей нежные послания. Но вскоре, в связи с тем, что части переформировывались, менялись адреса полевой почты, письма не успевали доходить по адресам, на какое-то время они потеряли друг друга.

 

 

Аэлита Ивановна часто вспоминает ночь, когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии: «Все спали, когда вдруг началась стрельба и слышались слова: «Они подписали капитуляцию!». А утром 9 мая 1945 года медицинские работники и раненые военного госпиталя узнали счастливую весть – Победа!».Тогда в Карлсхорсте, восточном пригороде Берлина, генерал-фельдмаршал Кейтель, начальник Верховного Командования вермахта, в ночь с 8 на 9 мая подписал Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Но на этом война не закончилась. Военный госпиталь 11 мая 1945 года был направлен непосредственно в Берлин, но в городе шли уличные бои. Поэтому на протяжении месяца их госпиталь размещался в городе Ландсберге на реке Варте (Германия).

 

 

В июне 1945 года, когда госпиталь ещё находился в г. Ландсберге (ныне Великопольск), Аэлита Ивановна побывала вместе с медицинским персоналом госпиталя на экскурсии в концентрационном лагере Майданек (Польша), куда их свозил русский врач,бывший узник этого же лагеря смерти. Как раз в лагере в то время работала международная комиссия по сбору фактов зверского обращения фашистов с военнопленными и угнанным населением. Увиденное и услышанное молодых девчонок повергло в ужас и шок…, оно так запечатлелось в памяти, что до настоящего времени вызывает боль и слезы на глазах у ветерана Великой Отечественной войны.     

                             

Осенью 1945 года в жизни Аэлиты Ивановны произошли большие перемены: в октябре к ней в госпиталь приехал Борис Алексеевич, чтобы познакомиться с отцом Аэлиты и попросить руки дочери. Борис Алексеевич понравился Ивану Поликарповичу и 17 апреля 1946 года в пригороде Берлина Карлсхорсте влюбленные поженились. Они расписались в специальном отделе СВАГ (Советская военная администрация в Германии). Свадьбу сыграли в госпитале. Для Аэлиты и Бориса это был счастливый брак, настоящая любовь, верность, взаимопонимание и взаимопомощь, которую они пронесли всю свою жизнь.

 

После войны семья Самсоновых, как и многие другие семьи военнослужащих, объехала многие регионы бывшего Советского Союза. Супруг Аэлиты Ивановны, Борис Алексеевич Самсонов, сменив солдатскую гимнастерку на китель военно-морских сил, оканчивает успешно военно-морское училище, проходит переподготовку в военно-политической академии имени В.И. Ленина в Москве, направляется в самые трудные районы по защите водных рубежей страны. Все это время полковник Борис Алексеевич работал с людьми. Был инспектором политотдела, заместителем начальника политотдела соединений на северном флоте, затем заместителем начальника политотдела флотского соединения на Балтике.

 

 

После увольнения в запас в 1961 году семья Самсоновых переехала в Беларусь – в Гомель, который навсегда стал для них родным городом. Борис Алексеевич начал работать в должности старшего инспектора учетной группы отдела кадров УВД Гомельского облисполкома. Аэлита Ивановна в 1966 году окончила среднюю вечернюю школу, поступила на работу в управление связи, где проработала до пенсии. Так, Беларусь стала постоянным местом жительства для семьи Самсоновых. Здесь, в городе над Сожем они вырастили сына и дочь.

 

 

«Прожила я за ним как за каменной стеной», - скажет Аэлита Ивановна в 1996 году, спустя 50 лет, отмечая в Гомеле «Золотую свадьбу» с Борисом Алексеевичем. Годы, прожитые с Борисом Алексеевичем, Аэлита Ивановна, теперь уже вдова, считает самыми лучшими в своей жизни. 

 

Бориса Алексеевича не стало 6 июня 2010 года. Это была большая утрата не только для семьи Самсоновых и жителей города Гомеля, но и для всей нашей страны.

 

Аэлита Ивановна выдержала все испытания, посланные судьбой. Её не сломили ни трудности, ни преграды. На протяжении всей мирной жизни она не теряла связи со своими фронтовыми друзьями и боевыми подругами.

 

 

Сегодня Аэлита Ивановна дорожит медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», которой она была награждена в 1946 году. В марте 1985 года за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР Самсонова А.И. была награждена Орденом Отечественной войны II степени (№5425564). Дорожит Аэлита Ивановна и медалью «За активную гражданскую позицию и патриотизм», врученную, советником Президента Российской Федерации и Председателем Правления Клуба Героев Советского Союза генерал-полковником в отставке Антошкиным Н.Т., прибывшим из Москвы в Гомель в канун 70-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией.

 

 

Фронтовая медсестра Самсонова Аэлита Ивановна имеет также множество медалей, в том числе юбилейных. Среди них медали «Ветеран труда» и «Ударник XI пятилетки».

 

За активную многолетнюю и плодотворную общественную работу в Совете ветеранов Центрального района города Гомеля по социальной защите ветеранов и нравственно-патриотическому воспитанию молодежи Самсоновой Аэлите Ивановне 5 февраля 2016 года было присвоено звание «Почетный ветеран» Белорусского общественного объединения ветеранов.

 

За годы войны Аэлита Ивановна Самсонова и её коллеги по военному госпиталю помогли сотням, если не тысячам, раненным бойцам, многим спасли жизнь. Такие как она, сильные, смелые и мужественные хрупкие девчонки с санитарной сумкой, внесли свой достойный вклад в общее дело Великой Победы. Сегодня Аэлита Ивановна уверена, что молодое поколение должно и даже обязано знать правду о Великой Отечественной войне и помнить, какой высокой ценой достался мир советскому народу и всей нашей стране.

 

 

В начале 2020 года решением Гомельского облисполкома Самсоновой Аэлите Ивановне было присвоено высокое и почётное звание «ЖЕНЩИНА ГОДА – 2019» в номинации «Женская доблесть».

 

 

Мы, работники и учащиеся Лицея МЧС, гордимся крепкой и надёжной дружбой с Самсоновой Аэлитой Ивановной, являемся частыми гостями друг у друга, постоянно слушаем всё новые её рассказы и воспоминания о той страшной войне. Сегодня для нас Аэлита Ивановна – это наш золотой запас, наша живая легенда и школа мужества.

 

Уверены, что память и опыт людей старшего поколения, особенно тех, кто перенёс ужасы войны, научат нас добру, миролюбию и человечности. Мы всегда будем помнить о том, как медицинские работники, неутомимые труженики, Герои Великой Отечественной войны самоотверженно сражались против ненавистного врага. Их бессмертные дела – яркий пример самоотверженности и мужества для новых поколений медиков.

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Навигация по сайту

Авторизация

Полезные ссылки

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер