Учебно-исследовательский проект экологическая тропа «По следам природы»
Чтобы у нашей планеты было будущее необходимо сделать идею сохранения природы неотъемлемой частью общественного сознания и продвигать ее всеми возможными способами. В понимании всех людей экологическое сознание – должно стать абсолютно естественным. Поэтому основы экологического воспитания нужно закладывать уже в раннем школьном возрасте.
На базе Лицея МЧС в сентябре 2012 года творческой группой коллектива учебного отдела был создан учебно-исследовательский проект «Экологическая тропа». И его основными целями стали:
- изучение природного разнообразия прилежащей местности;
- охрана окружающей среды;
- экологическое воспитание подрастающего поколения;
- потребность общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
- установка и мотивация деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
- убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
- потребность участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропе состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Занятия на экологической тропе проводятся в форме: ролевых и имитационных экологических игр,систематического наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы,проведения экологических опытов,экологических практикумов,ситуации эстетического восприятия природы,продуктивной и художественной деятельности.
Изучение тропы происходит по маршруту пойменный луг – берег реки Сож – смешанный (преимущественно сосновый) лес. Маршрут экологической тропы выбран таким образом, что в нем представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.
Учащиеся изучают растительный и животный мир (флору и фауну местности), ландшафты разных природных сообществ и ориентирование на местности, экологические проблемы и особенности климата, т.к. экологическая тропа используется в течение всего года.
Зимняя учебная тропа используется для оздоровительных лыжных прогулок.
Зимой также проводятся экскурсии, одной из них была «Следы животных на снегу». Лицеисты в ходе экскурсии учились не только определять животных по следам, но и ориентироваться в зимнем лесу.
Традиционным мероприятием в зимнее время года стала акция «Помоги птицам». Учащиеся чинят старые скворечники и делают новые, знакомятся с правилами подкормки птиц в зимний период.
Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха экологическая тропа способствует охране природы. Такой деятельностью занимается «Зелёный патруль», организованный из учащихся 1-3 курса, они ведут большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения на природе, экологических проблемах современности и участвуют в мероприятиях, посвящённых защите природы. Одним из таких мероприятий стала акция «День леса». В ходе акции был организован трудовой десант из учащихся 2 курса по очистке леса прилегающей к лицею территории.
Карта-схема экологической тропы
Ссылки на дополнительные материалы по учебно-исследовательскому проекту:
Программа учебно-исследовательского проекта Экологическая тропа