Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Произошедшие за последние десятилетия изменения окружающей среды (выраженная урбанизация), новый уклад и качество жизни детей и подростков, обусловленные повышенными учебными нагрузками, интенсификацией образовательного процесса, широким внедрением информационно коммуникационных технологий, приводящими к психоэмоциональному напряжению организма, длительным статическим нагрузкам и гипокинезии обучающихся требуют поиска и научного обоснования современных эффективных технологий профилактики заболеваний среди детей и подростков.
Профилактический проект «Школа – территория здоровья» реализующее структурированный и систематический план действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала учащихся, родителей, педагогов и других работников путем интеграции и концентрации материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных ресурсов. Целью образования в школах проекта, является обеспечение учащегося высоким уровнем сохранения здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья.
Сроки реализации проекта:
2022–2024 гг.
Основные задачи проекта:
Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ по здоровьесбережению, оздоровлению обучающихся в учреждении образования, исходя из региональных, национальных особенностей, психофизиологического развития и индивидуальных возможностей;
Повышение информированности учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
Воспитание ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих;
Формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и ухудшений в состоянии здоровья, дезадаптации в обществе;
Обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающей формирование навыков здорового образа жизни;
Активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья иных заинтересованных организаций и специалистов.
Актуальность проекта:
Наиболее агрессивными факторами, которые сегодня влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.
Общешкольный подход к здоровью. Сочетание гигиенического воспитания в классе с развитием школьной стратегии, школьной средой, жизненными компетенциями и привлечением всего школьного сообщества Участие. Чувство причастности и собственности со стороны учащихся, сотрудников школы и законных представителей обучающихся.
Качество школьного образования. Школы, содействующие здоровью, добиваются лучших результатов в преподавании и обучении. Здоровые ученики учатся лучше, здоровый школьный персонал работает лучше.
Доказательная база. Разработка новых подходов и методов основывается на результатах исследований.
Глава 2 КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПРОЕКТА
Для организации и координации проекта «Школа – территория здоровья» создается Координационный совет.
Координационный совет создается с целью контроля и координации мероприятий по реализации проекта и определения стратегии деятельности по проекту.
Основные функции Координационного совета:
Рассмотрение и согласование планов, хода выполнения проекта, реализации его мероприятий и окончательных отчетов;
Анализ и разработка рекомендаций по выполнению проекта и долгосрочному планированию его мероприятий;
Оценка достигнутых результатов проекта;
Методологическая и информационная поддержка в реализации проекта;
Рассмотрение и отбор идей и предложений относительно дальнейших мероприятий по продвижению результатов, полученных в рамках проекта.
Для оценки результативности проведенной работы по здоровьесбережению один раз в году в ГУО проводится оценка эффективности реализации проекта «Школа – территория здоровья» с использованием следующих показателей:
1. выполнение мероприятий проекта «Школа – территория здоровья» по результатам аттестации согласно установленным критериям;
2. состояние здоровья учащихся по данным самооценки;
3. индекс здоровья;
4. информированность учащихся о факторах риска, формирующих здоровье;
5. сформированность у учащихся установки на сохранение здоровья. Полученные результаты вносятся в карту оценки эффективности реализации проекта «Школа – территория здоровья» (приложение 1).
Ежегодно в апреле проводится аттестация ГУО на соответствие уровням функционирования по проекту «Школа – территорий здоровья» по критериям, установленным в (приложении 2)
Глава 3 ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование здоровьесберегающей среды осуществляется объединением усилий педагогов, психологов, медицинских работников, родителей, учащихся. Решение совместных задач в сферах образовательной, профилактической, консультативной, аналитической деятельности должно осуществляться путем минимизации действия негативных факторов среды обитания и формирования устойчивых навыков здорового образа жизни.
Основные принципы создания здоровьесберегающей среды:
Комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий,
Непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
Максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех нуждающихся;
Преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления, простых и доступных технологий; - интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс ГУО;
Формирование положительной мотивации у учащихся, законных представителей обучающихся, медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;
Соблюдение в учреждении санитарно-гигиенических требований, регламентирующих обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Уровни деятельности по здоровьесбережению
При создании здоровьесберегающей среды в ГУО должен использоваться структурированный подход к проведению профилактических мероприятий среди всех участников образовательного процесса, предусматривающий следующий уровни:
I. Популяционный уровень – направлен на всех участников образовательного процесса и предусматривает минимизацию/устранение и предупреждение появления всего регистра факторов риска, непосредственно связанных с поведением и образом жизни учащихся. Популяционный уровень предусматривает:
Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий - подготовку учителей по вопросам здоровьесбережения
Активное вовлечение в деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе обучения законных представителей
Обучение учащихся вопросам профилактики заболеваний и сохранения здоровья
Обучение и привлечение старшеклассников по принципу «равный обучает равного» для работы, как среди сверстников, так и среди учащихся младших классов. Вопросы профилактики заболеваний освещаются:
В рамках уроков биологии, химии, физической культуры и здоровья, основ безопасной жизнедеятельности
На отдельных тематических уроках других общеобразовательных предметов, факультативных занятиях
В рамках классных часов
На общешкольных мероприятиях (дни здоровья, конкурсы, викторины и др.) - демонстрацией роликов, бегущей строки, информационных стендов и др. в рекреационных помещениях и холлах учреждений общего среднего образования
Могут использоваться другие формы работы, направленные профилактику заболеваний и сохранение здоровья учащихся.
II. Групповой уровень – направлен на учащихся (или других участников образовательного процесса) групп риска, имеющих нарушения состояния здоровья и/или факторов, его формирующих и предусматривает проведение среди них профилактических и оздоровительных мероприятий. С учетом выявленных проблем в состоянии здоровья и факторах его формирующих разрабатываются соответствующие программы коррекции.
III. Индивидуальный уровень – предусматривает персонализированный подход к устранению негативного влияния внешнесредовых факторов и коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья учащегося при активном вовлечении родителей.
Технологии создания здоровьесберегающей среды
Основополагающим в реализации здоровьесбережения является комплексный подход путем использования как общешкольных, так и целевых технологий здоровьесбережения.
Общешкольные технологии здоровьесбережения:
Оптимизация санитарно-гигиенических условий в ГУО.
Организация и обеспечение здоровьесохраняющего образовательного процесса и режима занятий.
Обеспечение рационального и сбалансированного питания обучающихся в ГУО.
Активное использование всех форм физического воспитания (основное, дополнительное, факультативное, самостоятельное).
Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
Интеграция в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий и оздоровительных мероприятий, программ образования в сфере здоровья.
Формирование здорового образа жизни учащихся, гигиеническое обучение и воспитание.
Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации ребенка.
Организация работы по укреплению здоровья педагогов и других специалистов ГУО.
Обучение педагогических кадров вопросам охраны здоровья детей.
Целевые технологии здоровьесбережения разрабатываются медицинским работником совместно с администрацией ГУО с учетом выявленных проблем в состоянии здоровья и факторов, их формирующих, и направлены на предупреждение развития основной школьно-зависимой патологии, которая формируется у учащихся в процессе получения общего среднего образования (функциональные отклонения и болезни костно-мышечной системы и органа зрения, психоэмоциональная дезадаптация и другое).
Глава 4 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧЕРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Для реализации в ГУО здоровьесберегающих мероприятий необходимым является формирование команды единомышленников из всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, учащихся, медицинских, социальных работников, законных представителей обучающихся). В своей деятельности команда взаимодействует со всеми заинтересованными лицами, вышестоящими организациями, общественными объединениями и другими структурами.
Этап 1. Оценка ситуации и выявление приоритетных проблем, определяющих формирование здоровья учащихся
С учетом возможностей центра гигиены и эпидемиологии, территориальной организации здравоохранения, а так же ГУО определяется алгоритм комплексного медико-гигиенического исследования состояния здоровья учащихся и факторов, его формирующих с определением сроков и ответственных за его проведение при этом должно предусматриваться следующее:
а) Комплексная оценка образовательной среды с определением приоритетных факторов риска, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование здоровья учащихся.
б) Анализ динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения.
в) Выделение «групп риска» учащихся, требующих проведения профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом индивидуальных адаптационных возможностей организма.
г) Определение приоритетных фактов риска, формирующих здоровье учащихся.
Итогом выполнения данного этапа является подготовка «Отчета о результатах комплексного динамического медико-гигиенического исследования состояния здоровья учащихся и факторах, его формирующих».
Оценка состояния здоровья учащихся и выявление приоритетных факторов риска его формирующих используется для определения неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье учащихся и обоснования управленческих решений по здоровьесбережению.
Этап 2. Разработка плана мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и обеспечение оптимального роста и развития учащихся.
План мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды в ГУО основывается на результатах оценки ситуации с состоянием здоровья и факторов его формирующих в конкретном учреждении и должен предусматривать проведение как общешкольных, так и целевых технологий здоровьесбережения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях. В плане мероприятий целесообразно предусмотреть следующие графы: наименование мероприятий; определение ответственных за проведение коррекционных мероприятий, указание срока проведения, предполагаемые результаты, отметка о выполнении.
В зависимости от выявленных проблем в состоянии здоровья и факторах его формирующих могут предусматриваться и другие мероприятия.
Оценка результативности формирования здоровьесберегающей среды основывается на использовании критериев эффективности проводимых мероприятий, которые основываются на выделении и ранжировании следующих критериальных признаков:
· Благоприятные изменения индикаторов состояния здоровья учащихся (снижение распространенности функциональных отклонений и школьно обусловленных болезней; уменьшение количества часто болеющих учащихся; увеличение числа учащихся, имеющих нормальные адаптационные возможности организма).
· Наличие положительных изменений в формировании устойчивой мотивации у учащихся к сохранению здоровья.
· Положительная динамика психологического благополучия коллектива.
· Соответствие показателей образовательной среды существующим регламентам и нормам (недельная учебная нагрузка; режим образовательного процесса, технология обучения, условия обучения и воспитания; двигательная активность и питание учащихся в школе).
· Повышение академической успеваемости.
Этап 3. Реализация в ГУО мероприятий, направленных на охрану здоровья.
Для внедрения разработанного плана мероприятий, направленного на первичную профилактику функциональных отклонений и заболеваний у учащихся на индивидуальном и групповом уровне в образовательный процесс целесообразно наличие приказа руководителя учреждения образования по внедрению.
Основные направления организации работы с педагогами
а) Обеспечение педагогического персонала техническими нормативно правовыми актами, определяющими порядок соблюдения санитарно гигиенических требований, учебной и научной литературой по здоровьесбережению.
б) Подготовка методических материалов и памяток, по целевым технологиям здоровьесбережения в ГУО и в домашних условиях.
в) Рассмотрение вопросов первичной профилактики заболеваний на педагогических советах и методических совещаниях.
г) Повышение квалификации педагогических работников в вопросах здоровьесбережения.
д) Обобщение имеющегося в ГУО положительного опыта здоровьесьережения
Основные направления организации работы с законными представителями обучающихся
а) Информирование на родительских собраниях и в индивидуальной беседе о состоянии здоровья учащихся и факторах его формирующих.
б) Подготовка информации на сайт ГУО о состоянии здоровья учащихся и факторах его формирующих.
в) Подготовка памяток по здоровьесбережению в домашних условиях.
г) Активное вовлечение родителей или других законных представителей в деятельность по здоровьесбережению в ГУО (участие в днях здоровья и других мероприятиях).
Основные направления организации работы с учащимися:
а) Выделение наиболее значимых для школьника факторов мотивации (негативное влияние ухудшения здоровья на внешность подростка, его спортивные достижения, ограничение при выборе профессии, затруднение контактов с окружающими и т.д.).
б) Создание условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками и основанных на обсуждении и анализе различных позиций; «ненавязывание» готовых оценок и нормативов;
в) Формирование навыков ставить задачи, выполнять намеченное, уметь сотрудничать с другими лицами и т.д.
г) Использование интерактивных форм работы:
· самостоятельная творческая деятельность учащихся (поручение учащимся роли ведущих, организаторов работы, разработчиков и исполнителей проекта и др.);
· дискуссии («круглый стол», ток-шоу, брейн-ринг и т.п.) с привлечением родителей и представителей различных профессий;
· игры (ролевые, ситуационные) как ведущая форма деятельности (особенно в младшем школьном возрасте).
· лекции (лекции-дискуссии, лекции с обратной связью и др.).
Этап 4. Организация самоаудита и мониторинг эффективности здоровьесбережения в ГУО.
Оценка эффективности организованной системы здоровьесберегающих мероприятий в ГУО проводится один раз в году и имеет своей целью:
· определить соответствие разработанного плана коррекционных мероприятий фактическому его выполнению;
· оценить влияние сформированной внутришкольной среды на динамику показателей здоровья и академическую успеваемость;
· определить порядок и последовательность дальнейших действий по здоровьесбережению.
Процесс создания здоровьесберегающей среды в УО должен базироваться на известном организационном принципе «непрерывного совершенствования», поскольку сделать ее «безупречной» изначально невозможно. По итогам самоаудита готовиться мотивированное заключение с оценкой результатов деятельности по здоровьесбережаению с определением задач на следующий год с учетом выявленных проблем.
Глава 5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫХ СРЕДСТВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА БАЗЕ ГУО
$1· Использование ипповенции
За счет возможности присутствия лошади на территории лицея при благоприятных погодных условиях. (Ипповенция- это взаимодействие человека с лошадьми для реализации экопсихологического подхода в психотерапии и развитии личности.)
Занятия по двигательной рекреации, построенные на деятельности, предусматривающей взаимодействие с лошадьми, дают очень хороший результат, несут в себе огромный терапевтический потенциал. Поэтому при малейшей возможности необходимо стремиться включать в рекреационную деятельность взаимодействие с животными.
Также верховая езда развивает межполушарное взаимодействие, зрительно-моторную координацию, а также способствует гармоничному развитию тела, благоприятно воздействует на психику подростков, общение с лошадьми решает множество проблем и дарит радость.
$1· Введение программы по профилактике, корректировке плоскостопия в лицее.
Установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся лицея. Внести специальный комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия.
При соблюдении технологии, регулярного выполнения профилактических коррекционных упражнений для снятия симптомов плоскостопия, то впоследствии можно предотвратить более серьёзные проблемы плоскостопия.
Введение комлексной программы по профилактике и корректировке сколиоза
Основными задачами комплексной программы являются: формирование правильной осанки, формирование мышечного корсета, его сократительной способности и силовой выносливости, стабилизация деформации.
Программа по лечебной гимнастике включает упражнения, допустимые при различных степенях тяжести сколиоза. Постепенное освоение программного материала позволяет дифференцировано воздействовать на выработку правильного стереотипа правильной осанки и дыхания у здоровых детей, а также формирование силовой выносливости мышечного корсета, стабилизацию сколиотической деформации (при ее наличии на начальных стадиях, и оказывать корригирующее воздействие).
Создание вертикальной фермы, в рамках исследовательской программы по выращиванию и изучению микрозелени, в качестве биотехнологий здорового питания
Чтобы убедиться, что человечество всегда будет обеспечено здоровой и свежей пищей, ученые и фермеры объединились и создали инновационный метод ведения сельского хозяйства. От традиционного он отличается тем, что растения выращиваются в закрытом помещении, при этом уклон делается на экономию пространства. Благодаря этому в рационе можно употреблять свежею и полезную зелень.
Интеграция отраслей промышленности, науки и сельского хозяйства привела на данным момент к появлению в нашей жизни такого явления как микрозелень. Микрозелень (микрогрин) — культуры, которые в раннем возрасте содержат полезных веществ в десятки раз больше, чем их наличие во взрослых растениях, а полезные вещества в микрозелени концентрируются в максимально возможном пике.
Выращивать микрозелень — максимально удобно и доступно для каждого человека, так как выращивание микрозелени не является земледелием, поскольку не использует почву как экосистему. Однако оно имеет четкие признаки органического агропроизводства. Идея органического производства заключается в полном отказе от применения ГМО, антибиотиков, ядохимикатов и минеральных удобрений.
Ассортимент микрозелени насчитывает десятки различныхкультур, но наиболее популярными являются: свекла, редис,подсолнечник, горох, капуста, кресс-салат, соя, овес, гречиха,горчица,дайкон,кинза,амарант
Ученые из США провели анализ содержания витаминов C, E, K, бета-каротина и других каротиноидов в 25 коммерчески доступных видах микрогрина (микрозелени). В целом содержание перечисленных витаминов и каротиноидов в микрозелени оказалось примерно в 5 раз больше, чем в зрелых аналогах растений.
Таким образом, микрозелень является полезным пищевым продуктом. Помимо витаминов, она содержит минеральные элементы (кальций, калий, фосфор, магний, йод, железо и т.д.), незаменимые аминокислоты, хлорофилл. Регулярное употребление микрозелени укрепляет иммунитет, повышает работоспособность организма, оказывает благотворное влияние на эндокринную и нервную системы, улучшает работу почек. Микрозелень содержит нерастворимую клетчатку, которая способствует выведению токсинов и шлаков, а также усиливает перистальтику кишечника. Рутин, содержащийся в микрозелени, уменьшает проницаемость капилляров и обладает противовоспалительным действием, а сульфорафан обладает противораковым и антибактериальным эффектами.
Преимуществом микрозелени является нетребовательность ее к свету, теплу, пространству. Для получения урожая требуются широкие поддоны и субстрат – земля или джут в зависимости от выбранной культуры. Освещением могут служить лампы, закрепленные в верхней части стеллажа на расстоянии 50 – 60 см. За один цикл – 10-12 дней на площади 4 м2 можно получить 20 кг побегов.