Одна из главных целей педагогической и воспитательной деятельности во внеклассной работе Лицея МЧС является приобщение учащихся к ценностям культуры. Эта цель определяется как особая миссия, предназначение которой – сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке. Механизмом приобщения учащегося к культурным ценностям является социокультурная (культурно-просветительная) деятельность.
Центром социокультурной деятельности лицея является культурно-досуговый центр (клуб).
Социокультурная деятельность клуба, осуществляемая в лицее, имеет свои компоненты, характерные только для образовательного процесса:
- отношение к учащемуся как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и самоизменению;
- отношение к педагогу и воспитателю как к посредникам между учащимся и культурой, способным ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в её индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей;
- отношение к лицею, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.
Вся социокультурная деятельность клуба рассматривается как поле для творческого самовыражения учащихся лицея и работников клуба. Этот процесс взаимодействия инициируется работниками клуба совместно с офицерами, педагогами и воспитателями, которые в данном случае выступают в роли агентов передачи социокультурной деятельности. Каждый из них имеет свой механизм взаимодействия. Это может быть культурно-массовое мероприятие, кружок, клуб по интересам, урок, факультатив, практическое занятие и т. д. То есть вся модель культурно-просветительной деятельности Клуба ориентирована на творческое самовыражение учащихся Лицея, а решающее влияние на развитие их интересов оказывает содержание, методы, приёмы и средства обучения и воспитания. Здесь главное, чтобы система внеклассных мероприятий способствовала формированию социокультурной компетенции лицеистов, развитию их интереса к собственной стране, ее истории и культуре, воспитанию чувства патриотизма и высоких гражданских качеств, гордости за Беларусь и, конечно же, способствовала повышению общего уровня культуры.
Разнообразие видов, форм внеклассной работы обусловлено целями и задачами организации внеклассной работы, в методике организации которой существует много форм и видов. Основные формы – это массовая и групповая.
Массовая форма внеклассной работы проводится эпизодически и периодически; во всех случаях она включается органично в общелицейский план внеклассных мероприятий. К этой форме относятся: различные вечера, праздники, традиционные для Лицея МЧС («День Знаний», «Торжественная Клятва», «А ну-ка, первокурсник!», «День учителя», «День Матери», «Новый год», «День спасателя Беларуси», «Встреча выпускников», «Последний звонок», «Торжественный выпуск учащихся» и мн. др.), а также концерты, смотры художественной самодеятельности, конкурсы, олимпиады, КВНы, викторины, прием в ряды ОО «БРСМ», уроки истории и культуры, уроки мужества, лекции, беседы и мн. др., приуроченные в том числе и к государственным датам и праздникам. В них обычно принимают участие как весь личный состав Лицея МЧС, так и отдельные взводы или курсы.
К групповой форме внеклассной работы относятся: кружки и клубы. Групповая форма внеклассной работы характеризуется стабильностью участников (10-30 чел.) и регулярностью занятий. В настоящее время при Клубе Лицея МЧС функционируют: духовой оркестр; вокально-инструментальный ансамбль «Юный спасатель»; образцовый хореографический коллектив «Медуница» (на базе УО «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодёжи»); вокальный кружок «Юный спасатель»; студия звукозаписи; «Музей истории Лицея МЧС».
Обе формы планируются, подготавливаются и строятся на основе теснейшей связи между собой.
Для работы кружков самодеятельного творчества и клубов по интересам в клубе созданы довольно благоприятные условия: имеется оснащенный современной звукоусилительной аппаратурой зрительный зал на 261 посадочное место, обновленный осенью 2019 года, просторный холл, различные специально оборудованные помещения (гардеробные, гримёрные, костюмерная, комнаты для репетиций); на работу приглашены различные специалисты.
Система организации внеклассной работы, проводимой работниками клуба, имеет два аспекта: содержательный и организационный.
Содержательный аспект работы составляют такие формы внеклассной работы, как:
- соревновательные: различные виды спортивных соревнований, смотры, конкурсы, игры, викторины, олимпиады, КВНы и др.;
- информационные: стенгазета, журнал «Лицейский вестник», буклет, тематический плакат, объявление, афиша, стенд, бюллетень, выставка, экскурсия, радиопередача, работа «Музея истории Лицея МЧС» и др.;
- культурно-массовые: различные вечера (тематические, вечер-портрет, вечер Памяти, вечер-встреча, вечер вопросов и ответов, вечер-хроника и др.), праздники, концерты, фестивали самодеятельного и художественного творчества, уроки истории и культуры, устные журналы, кинопоказы, флэшмобы и мн. др.;
- политико-массовые: доклады, лекции, акции, конференции, форумы, митинги, заседания клуба, олимпиады, фестивали и др.
Организационный аспект системы внеклассной работы - распределение имеющихся форм работы по курсам и взводам лицея.
Основу содержания культурно-просветительной деятельности составляют общечеловеческие ценности, поэтому в своей деятельности работники клуба Лицея МЧС опираются на фундаментальные ценности, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это: Человек, Семья, Долг, Честь, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.
Каждый творческий коллектив Лицея МЧС вносит свой посильный вклад в работу клуба и организацию досуга, а сложившаяся в лицее система социокультурной деятельности обеспечивает успешное воспитание учащихся, удовлетворение их духовных запросов.
Культурно-досуговый центр Лицея МЧС играет незаменимую роль в организации досуга учащихся и развитии самодеятельного творчества. Для выполнения этих задач он располагают необходимой материально-технической базой.
В состав клуба входят:
№ |
ФИО |
Должность |
1 |
Шульгина Олеся Александровна |
Начальник клуба майор внутренней службы |
2 |
Брагина Надежда Александровна |
Педагог-организатор |
3 |
Глевский Олег михайлович |
Педагог дополнительного образования |
4 |
Корноушенко Валерий Петрович |
Музыкальный руководитель |
< Предыдущая | Следующая > |
---|